Литературный час «Путь Командора»
«Детство — это как сказка, которую каждый раз можно рассказывать по-новому. Главное в нём всё равно всегда остаётся: радость открытия мира, радость ребячьей дружбы и ощущение свежести и синевы», – считал замечательный детский писатель и педагог Владислав Петрович Крапивин. Детям, их радостям и тревогам, беспокойным мыслям и, порой, недетским поступкам посвящено творчество Командора, который не скрывал, что и сам в душе остался мальчишкой, выбравшим себе девиз «Всегда двенадцать».
Восьмиклассники из средней школы №10 – участники клуба «Мы» вместе с Владиславом Крапивиным прошли весь его творческий путь: от детского автора до педагога-создателя легендарного отряда «Каравелла».
«Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». Эта клятва-девиз обозначила направленность отряда и главную мысль всех произведений Командора. В этом отряде Владислав Крапивин воспитывал в своих питомцах смелость, бескорыстие, чувство справедливости. Именно такими были и бесстрашные герои произведений автора. И по сей день отряд живет и продолжает объединять под своими парусами мальчишек и девчонок. Многие его воспитанники стали прототипами героев писателя: повести «Трое с площади карронад», фантастической трилогии «Голубятня на желтой поляне», пронзительной «Колыбельной для брата», сказке про отважных рыцарей «Дети синего фламинго» и многих, многих других.
Некоторые критики упрекали Владислава Петровича в противопоставлении мира детей и взрослых. Это неверное мнение. Крапивин в своих книгах противопоставлял личность и систему. Почти все его произведения – это борьба героев с бездушными чиновниками из реального мира, лицемерными канцлерами и другими правителями из фантастических миров, олицетворявшими систему, стремящуюся подчинить себе человека. Особенно ярко эта борьба проявляется в романе-антиутопии «Гуси, гуси, га-га-га».
Критика досталась писателю и за идеализацию детей, излишнюю романтизацию детства. Дескать в жизни, таких детей не бывает. Обменявшись мнениями о прочитанных произведениях, школьники пришли к выводу, что литература должна быть разной. В ней должна быть и суровая правда жизни, и ориентация на нравственность и … шум ветра и туго натянутых парусов, под которыми герои мчатся спасть другие миры и друзей…
Если вдруг покажется пыльною и плоскою,
Злой и надоевшею вся Земля,
Вспомни, что за дальнею синею полоскою
Ветер треплет старые марселя.
***
У крыльца, у лавочки мир пустой и маленький,
У крыльца, у лавочки куры да трава,
А взойди на палубу, поднимись до салинга,
И увидишь дальние острова.
Мероприятие и книжная выставка произведений Командора словно приподняли нас над обыденной действительностью и еще раз позволили убедиться, что обязательно должны быть книги, подобные ветру в парусах, позволяющие увидеть те дальние острова. Без них литература лишится, пожалуй, самого главного – идеала, к которому обязательно надо стремиться!