Контакты Версия для слабовидящих
Муниципальное бюджетное учреждение "Центральная городская библиотека" городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
МОДЕЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА
logo
Башкортостан Республикаһы Учалы районы муниципаль районының Учалы ҡалаһы Ҡала биләмәһе хакимиәтенең "Үҙәк ҡала китапханаһы муниципаль бюджет учрежденияһының
МОДЕЛЛЕ БАЛАЛАР КИТАПХАНАҺЫ

Литературный час «Путь Командора»

«Детство — это как сказка, которую каждый раз можно рассказывать по-новому. Главное в нём всё равно всегда остаётся: радость открытия мира, радость ребячьей дружбы и ощущение свежести и синевы», – считал замечательный детский писатель и педагог Владислав Петрович Крапивин. Детям, их радостям и тревогам, беспокойным мыслям и, порой, недетским поступкам посвящено творчество Командора, который не скрывал, что и сам в душе остался мальчишкой, выбравшим себе девиз «Всегда двенадцать».
Восьмиклассники из средней школы №10 – участники клуба «Мы» вместе с Владиславом Крапивиным прошли весь его творческий путь: от детского автора до педагога-создателя легендарного отряда «Каравелла».
«Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». Эта клятва-девиз обозначила направленность отряда и главную мысль всех произведений Командора. В этом отряде Владислав Крапивин воспитывал в своих питомцах смелость, бескорыстие, чувство справедливости. Именно такими были и бесстрашные герои произведений автора. И по сей день отряд живет и продолжает объединять под своими парусами мальчишек и девчонок. Многие его воспитанники стали прототипами героев писателя: повести «Трое с площади карронад», фантастической трилогии «Голубятня на желтой поляне», пронзительной «Колыбельной для брата», сказке про отважных рыцарей «Дети синего фламинго» и многих, многих других.
Некоторые критики упрекали Владислава Петровича в противопоставлении мира детей и взрослых. Это неверное мнение. Крапивин в своих книгах противопоставлял личность и систему. Почти все его произведения – это борьба героев с бездушными чиновниками из реального мира, лицемерными канцлерами и другими правителями из фантастических миров, олицетворявшими систему, стремящуюся подчинить себе человека. Особенно ярко эта борьба проявляется в романе-антиутопии «Гуси, гуси, га-га-га».
Критика досталась писателю и за идеализацию детей, излишнюю романтизацию детства. Дескать в жизни, таких детей не бывает. Обменявшись мнениями о прочитанных произведениях, школьники пришли к выводу, что литература должна быть разной. В ней должна быть и суровая правда жизни, и ориентация на нравственность и … шум ветра и туго натянутых парусов, под которыми герои мчатся спасть другие миры и друзей…

Если вдруг покажется пыльною и плоскою,
Злой и надоевшею вся Земля,
Вспомни, что за дальнею синею полоскою
Ветер треплет старые марселя.
***
У крыльца, у лавочки мир пустой и маленький,
У крыльца, у лавочки куры да трава,
А взойди на палубу, поднимись до салинга,
И увидишь дальние острова.

Мероприятие и книжная выставка произведений Командора словно приподняли нас над обыденной действительностью и еще раз позволили убедиться, что обязательно должны быть книги, подобные ветру в парусах, позволяющие увидеть те дальние острова. Без них литература лишится, пожалуй, самого главного – идеала, к которому обязательно надо стремиться!